ГАОУ СПО Стерлитамакский многопрофильный профессиональный колледж

  • 453100, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак, ул.Николаева, 124, тел./факс: 8(3473)43-64-45
  • 453100, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак, ул.Николаева, 124, тел./факс: 8(3473)43-64-45
  • 453100, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак, ул.Николаева, 124, тел./факс: 8(3473)43-64-45
  • 453100, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак, ул.Николаева, 124, тел./факс: 8(3473)43-64-45

Материалы

Экспериментальная площадка ФИРО

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Стерлитамакский педагогический колледж в соответствии с приказом Федерального государственного учреждения "Федеральный институт развития образования" № 157 от 18 декабря 2008 года является экспериментальной площадкой.

Тема исследования: «Система подготовки будущих специалистов к воспитанию детей на поликультурных, семейных началах (на материале опыта работы педагогических колледжей)».

Направление работы по программе: «Формирование механизмов по повышению престижа семьи и продвижению семейных ценностей в образовательном процессе».

Ответственный исполнитель:
Хаиткулов Г.Л., зам. директора по научно-методической работе, курирующий преподавание родных языков; тел.(8-3473) 20-37-41;
Ванина Е.С., к.п.н., зам. директора по учебно-методической работе; тел.(8-3473)20-11-96;
Варлушина Е.Н., заведующая отделением по специальностям "Дошкольное образование", "Специальное дошкольное образование"; тел.(8-3473)20-37-41.

Актуальность темы исследования определяется современным состоянием образования, характеризующимся интенсивным поиском наиболее эффективных подходов к гуманизации образовательной деятельности, повышением значимости этнических факторов в семейных отношениях.
Поликультурное содержание образования должно обеспечить молодые поколения не только знаниями, направленными на формирование гражданских качеств, но и личных черт нравственной культуры; насущностью разработки проблем подготовки будущих педагогов к осуществлению воспитательной деятельности в сложившихся в условиях поликультурного образовательного пространства: формирование нравственной культуры межнациональных отношений у подрастающего поколения; понимание роли семьи, как важнейшего источника развития общенациональных форм сознания; осуществление воспитания детей на семейных началах, где семья выступает культурным, ценностным, информационным пространством, во многом уже с ранних лет предопределяющим формирование личности ребенка; необходимость укрепления и повышения роли семьи и престижа семейной жизни в обществе как непреходящей ценности для развития человека и определение ее важности в воспитании общечеловеческих ценностей, что актуально в условиях многоэтничной Российской Федерации; понимание значения семьи как среды социализации и этнической идентификации личности в условиях поликультурного образования, позволяющее сосредаточить внимание будучих педагогов на готовность к осуществлению воспитания детей на поликультурных, семейных началах.

Объект исследования - процесс воспитания и обучения в педагогическом колледже.

Предмет исследования - подготовка будущих педагогов к воспитанию детей на поликультурных, семейных началах.

Концепция исследования
В настоящее время этническое возрождение рассматривается как одна из определяющих черт развития всего человечества. Как и в других странах, переживающих эпоху острой социальной нестабильности, в России возросла значимость таких межпоколенных общностей, как семья и этнос. Материнский язык, народное творчество, в частности, фольклор, мифология, этническая символика, искусство, семейно-родовые традиции, обычаи и обряды, игры и другие средства воспитания, используемые народами, их национальные духовно-нравственные ценности формировали у подрастающих поколений на всем протяжении истории лучшие человеческие качества. Семья является ядром любой национальной системы воспитания. Именно в этнопедагогике семьи в наибольшей мере представлены духовные, нравственные богатства народа, его идеалы добра и красоты, его нравственно-эстетические отношения к действительности - от отношения к семье, к роду как к ближайшему окружению человека, скрепленному родственными узами, и кончая отношением к этносу и межэтническим взаимоотношениями. В условиях социальной нестабильности все больше людей начинают искать защиту и поддержку в стабильных ценностях предков. Именно поэтому этнические и семейные общности, этнические культуры приобретают колоссальное существенное значение в жизни современного человека. В тоже время, XXI век должен стать веком достоинства каждого живущего на Земле. Речь идет о воспитании подрастающих поколений, ориентированном на мир, ненасилие, где приоритетом выступают общечеловеческие ценности: жизнь и здоровье человека, свободное развитие личности; воспитание гражданственности, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. Поликультурное образование и воспитание с этих позиций должны рассматриваться как процесс освоения этнической, общенациональной и мировой культуры в целях духовного обогащения, формирования готовности и умения жить в многокультурной полиэтнической среде, представленной системой культурных ценностей. Многообразие общества следует рассматривать как полезный фактор его развития, обеспечивающий более быструю адаптацию человека к меняющимся условиям существования, помогает ему сформировать многогранную картину мира.

Вышеназванные положения обусловили содержание деятельности образовательного учреждения, осуществляющего подготовку будущих педагогов к воспитанию детей на поликультурных, семейных началах:
1) Создание поликультурного образовательного пространства с языковым, культурным и духовным полиэтническим разнообразием, которое позволяет лучше узнать политические, социальные, экономические отношения, присущие различным культурам и с которыми сталкивается личность в процессе учебы; оно придает субъекту образовательного процесса статус участника поликультурного процесса обмена информацией и обогащения ценностями в различных сферах - культурной, расовой, этнической, религиозной, социально-экономической, семейной.
2) Реализация процесса становления личности студента посредством организации языковых образовательных проектов, позволяющих приобщить личность к ценностям народной, мировой, общечеловеческой культуры средствами родного, русского и иностранного языков. Эта система базируется на культурологическом подходе, ряде закономерностей (взаимосвязь образования и языка; настоящего с будущим; взаимодействие субъективного и объективного) и принципах (системности и глобальности; культуросообразности, целенаправленности и оптимальности; диалога культур, аксиологазации, билингвальности обучения).
3) Разработка и реализация комплексных программ, в рамках которых решались бы вопросы усвоения студентами семейной, этнической, общенациональной и мировой культуры, его духовное обогащение и развитие планетарного мировоззрения, формирование готовности и умения жить в многокультурной полиэтнической среде.
4) Изучение семьи и семейных взаимоотношений как среды социализации и этнической идентификации личности в условиях полиэтничного пространства.
5) Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении студентов предполагает целенаправленное создание условий для развития таких качеств, как эмпатия, милосердие, умение понять другого, осознание норм собственного поведения. навыки конструктивного общения, интегрированность, целостность как осознание единства и всеобщей взаимосвязи различных этнокультур, в особенности с которыми осуществляется непосредственный контакт.

Цель эксперимента: разработка, обоснование модели подготовки будущих педагогов к воспитанию детей на поликультурных, семейных основах и экспериментальная проверка ее эффективности.

Гипотеза эксперимента: процесс формирования готовности будущих педагогов к воспитательной работе с детьми на поликультурных, семейных основах будет успешным, если:
- будет определено содержание поликультурного образования на основе интеграции ценностей различных культур (семейных традиций, обычаев, правил этикета, художественных образов), культуры и истории (исторических личностей и фактов проявления патриотизма и любви к родному краю, Отчизне), языковых ценностей (русского, башкирского, татарского, чувашского, мордовского, иностранного);
- будет разработан адекватный диагностический инструментарий для оценивания результатов эксперимента, определены признаки готовности будущих педагогов к воспитательной работе с детьми на поликультурных, семейных основах;
- разработанные образовательные программы спецкурсов и факультативов на поликультурных, семейных основах будут направлена на формирование этноориентированной личности, способной к творческому саморазвитию в поликультурном обществе;
- на основе системного подхода и аксиологической интерпретации сущности традиционной педагогической культуры этнических семей будет выявлен их воспитательный потенциал для повышения эффективности педагогической практики воспитания в условиях кризиса духовных ценностей и нравственных ориентиров;
- обобщен и использован в педагогической практике этнокультурный опыт воспитания детей в поликультурной среде.

Предполагаемые результаты эксперимента:
- создание постоянно действующего Центра семейного воспитания в ГОУ СПО Стерлитамакский педагогический колледж;
- разработка функционально-структурной модели подготовки будущих педагогов к воспитанию детей на поликультурных, семейных основах;
- апробированные образовательные программы в сфере воспитания на поликультурных, семейных основах (спецкурс «Психолого-педагогические основы воспитания на поликультурных, семейных основах», факультативы «Семейные ценности в этнопедагогике народов Башкортостана», «Взаимосвязь поликультурного и семейного воспитания»);
- апробированный и ставший традиционным конкурс исследовательских и творческих работ учащихся общеобразовательных школ и студентов по проблеме воспитания на поликультурных, семейных началах «Семь-«Я»;
- разработка квалификационных требований к субъектам экспериментальной программы;
- активизация научного и педагогического потенциала коллектива преподавателей и студентов колледжа посредством участия в обсуждениях вопросов по развитию инновационного содержания образования и созданная на этой основе творческая продукция: научные статьи, научный отчет, методические пособия;
- создание авторской школы-семинара по проблеме экспериментальной площадки и последующее обобщение и распространение опыта работы в процессе проведения семинаров и конференций, создания страниц на сайте колледжа.

Основные задачи исследования:
1. Обосновать сущность воспитания в системе поликультурной и акмеологической подготовки будущих педагогов и определить содержание поликультурного образования, направленного на формирование у студентов представления о многообразии культур в мире, России и республике, воспитание позитивного отношения к культурным различиям через апробацию различных форм диалога культур посредством построения реальных диалогов, дискуссий, совместных мероприятий, фестивалей, конкурсов и других культурно-образовательных проектов.
2. Разработать модель подготовки будущих педагогов к воспитанию детей на поликультурных, семейных основах в условиях поликультурной и акмеологической подготовки будущих педагогов, определив ее критерии, уровни и механизмы функционирования.
3. Изучить и пропагандировать опыт семейного воспитания через деятельность творческих групп:
а) «В шежере - история народа»;
б) «Полиэтническая семья»;
в) «Гармония +»;
г) лабораторий Центра семейного воспитания: лаборатория поликультурного воспитания; лаборатория дистанционного образования семьи; лаборатория валеологии семьи и ребенка; лаборатория игровой поддержки семейного воспитания; лаборатория организации семейного досуга; лаборатория консультативной и психологической помощи семье по вопросам воспитания.
4. Разработать методические рекомендации по реализации модели подготовки будущих педагогов к воспитанию детей на поликультурных, семейных основах.

Фото отчет о деятельности экспериментальной площадки

Фестиваль «Межкультурный диалог: Башкортостан – Германия», посвященный году укрепления межнационального согласия в РБ, 245-летию г.Стерлитамак

Праздник Шэжэрэ, посвященный Году российской истории и Году благополучного детства и укрепления семейных ценностей

Региональная научно-практическая конференция «Семья как фактор социализации и этнической идентификации личности ребенка в условиях полиэтнического пространства»