ГАОУ СПО Стерлитамакский многопрофильный профессиональный колледж

  • 453100, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак, ул.Николаева, 124, тел./факс: 8(3473)43-64-45
  • 453100, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак, ул.Николаева, 124, тел./факс: 8(3473)43-64-45
  • 453100, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак, ул.Николаева, 124, тел./факс: 8(3473)43-64-45
  • 453100, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак, ул.Николаева, 124, тел./факс: 8(3473)43-64-45

Экспериментальные площадки

Экспериментальная площадка РУНМЦ

С 2010 года ГОУ СПО Стерлитамакский педагогический колледж получил статус «Экспериментальная площадка РУНМЦ»

Тема эксперимента: «Внедрение модульно-компетентностного подхода в образовательный процесс при освоении основной профессиональной образовательной программы по специальности 050144 Дошкольное образование на основе требований ФГОС»

Сроки проведения эксперимента: 2010-2013 гг.

Участники эксперимента: Министерство образования Республики Башкортостан, РУНМЦ, ГОУ СПО Стерлитамакский педагогический колледж.

Обоснование эксперимента: В последнее десятилетие произошли радикальные изменения в содержании всех профессий. Ряд профессий оказался невостребованным, в тоже время возникло много новых профессий. Эти изменения, как отмечают исследователи, вызваны следующими причинами: переориентацией спроса на новые умения и изменения организации труда; повышением индивидуальной ответственности работников за качество труда; растущей необходимостью непосредственного общения работников с клиентами и заказчиками; повышением уровня взаимодействия работников в коллективе; размыванием границ между профессиями и т.д. Основная проблема, как показывают результаты бесед с работодателями, в данном случае состоит в недостатке у выпускников не знаний, умений или навыков, а специфического умения исполнять обязанности в рамках основных профессиональных видов деятельности, связанного со степенью сформированности тех или иных компетенций. Всё это потребовало существенного повышения степени гибкости профессионального образования, активного внедрения компетентностного подхода в обучение, создания механизмов, обеспечивающих его постоянную настройку на динамично меняющиеся требования рынка труда. Необходимы формирование содержания обучения через социальный заказ, глубокая интеграция компонентов содержания профессионального образования, изменение миссии педагога, изменения системы производственного обучения. Одно из направлений инновационного развития ГОУ СПО Стерлитамакский педагогический колледж предусматривает решение поставленной проблемы в режиме эксперимента – переход образовательного учреждения на ФГОС нового поколения.

Цель эксперимента: «Педагогическое сопровождение внедрения модульно-компетентносного подхода в образовательный процесс при освоении основной профессиональной образовательной программы по специальности 050144 Дошкольное образование на основе требований ФГОС» Объект исследования: процесс внедрения модульно-компетентносного подхода в образовательный процесс при освоении основной профессиональной образовательной программы по специальности 050144 Дошкольное образование на основе требований ФГОС.

Предмет исследования: педагогическое сопровождение процесса внедрения модульно-компетентносного подхода в обучение студентов при освоении основной профессиональной образовательной программы по специальности 050144 Дошкольное образование на основе требований ФГОС Гипотеза эксперимента: педагогическое сопровождение, направленное на создание нормативной, учебно-методической, материально-технической базы, методическую и технологическую готовность педагогических кадров, обеспечит необходимые условия для успешного внедрения модульно-компетентносного подхода в образовательный процесс при освоении основной профессиональной образовательной программы по специальности 050144 Дошкольное образование на основе требований ФГОС.

Задачи эксперимента:

1. Разработка компетентностной модели выпускника – будущего специалиста в области дошкольного образования, готового к работе в новых социально-экономических условиях.

2. Разработка нормативно-правовой, организационной и методической базы эксперимента в соответствии с требованиями к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы.

3. Формирование методической и технологической готовности педкадров к работе в условиях внедрения ФГОС, обеспечивающей возможность внедрения модульно-компетентностного подхода в образовательный процесс.

4. Разработка учебных планов и учебно-программной документации ОПОП по специальности «Дошкольное образование» на основе требований ФГОС.

5. Разработка конкретных форм и процедур текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю.

6. Разработка компетентностной модели выпускника – будущего специалиста в области дошкольного образования, готового к работе в новых социально-экономических условиях.

7. Разработка требования к документации, подтверждающей освоение обучающимся компетенций при изучении теоретического материала и прохождения практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. 7. Проведение мониторинга качества подготовки обучающихся по каждому виду профессиональной деятельности.

8. Разработка методических рекомендации по внедрению модульно-компетентностного подхода в образовательный процесс при освоении основной профессиональной образовательной программы по специальности 050144 Дошкольное образование на основе требований ФГОС.

Предполагаемые результаты эксперимента:

- разработана компетентностная модель выпускника – будущего специалиста в области дошкольного образования, готового к работе в новых социально-экономических условиях;

- разработана и апробирована основная профессиональная образовательная программа по специальности 050144 Дошкольное образование на основе требований ФГОС;

- апробированы примерные и рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей, прошедшие внешнюю экспертизу;

- разработаны и апробированы учебный план и график учебного процесса;

- сформирована методическая и технологическая готовность педагогических кадров к работе в условиях внедрения ФГОС, сертифицированы определенные должности (тьютор);

- приведены в соответствие с требованиями ФГОС профессионального образования и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения;

- определен список учебников и учебных пособий, методических ресурсных материалов, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС профессионального образования;

- разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС;

- создана школа-семинар по проблеме экспериментальной площадки и последующее обобщение опыта работы в процессе проведения семинаров и конференций, создание страниц на сайте колледжа.

- приведена в соответствие с требованиями ФГОС нормативная база образовательного учреждения (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т.п зафиксированы в локальных актах).

Этапы эксперимента:

1 этап: апрель-октябрь 2010 года

- подготовка специалистов к внедрению модульно-компетентносного подхода в образовательный процесс при освоении основной профессиональной образовательной программы по специальности 050144 Дошкольное образование на основе требований ФГОС (семинары, КПК);

- оценка подготовленности колледжа к внедрению модульно-компетентностного подхода в образовательный процесс;

- формирование пакетов нормативных документов и документов методического сопровождения, обеспечивающих процесс разработки и реализации ФГОС, внедрение модульно-компетентностного подхода в образовательный процесс;

- формирование и утверждение команд управления проектами ОПОП;

- формирование рабочих групп для проектирования ОПОП;

- обучающие семинары по проектированию ОПОП, разработке ФГОС, его вариативной части;

- разработка плана внедрения вариативной части ФГОС Рабочими группами;

- контроль над результатами сетевого взаимодействия и взаимодействия с работодателями по формированию списков профессиональных компетенций по каждой специальности;

- обучение и консультирование разработчиков ОПОП: алгоритм разработки рабочего учебного плана, программ учебной дисциплины, профессионального модуля, междисциплинарного курса, практики;

- обучение педагогов модульно-компетентностным технологиям: фокус-группы, кейс-метод, мастер-класс, модерационный семинар, метод проекта, проектная деятельность (мастер-классы);

- повышение квалификации педкадров: тьютор, модератор, преподаватель-технолог, педагог-исследователь;

- оформление официальной версии ФГОС с присвоением регистрационного номера.

2 этап: ноябрь-май 2010-2011 гг.

- приведение нормативно-правовой базы в соответствие с ФГОС (цели, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение,

- фиксация локальных актов, перерегистрация Устава);

- разработка учебно-методического обеспечения: создание УМК по каждому модулю, УД, МДК, практике. Экспертиза и допуск НМС;

- создание учебников, учебных пособий, в том числе электронных, ориентированных на современные методики, на действие;

- совершенствование информационного ресурса: внедрение технологий 1С по основным направлениям информационных потоков, внутренне дистанционное образование, организация библиотеки ЦОР, медиатеки, электронного интерактивного каталога;

- создание психолого-педагогического консилиума (в связи с максимальной индивидуализацией обучения);

- изменение системы производственного обучения, разработка нормативно-методической документации по организации практики;

- разработка нормативно-методической документации по переходу от системы отметки к системе оценки (портфолио, рейтинг т.д.).

3 этап: сентябрь 2011-июнь2014 гг.

- внедрение нормативно-правовой и учебно-методической базы эксперимента;

- реализация учебных планов и программ ОПОП на основе требований ФГОС по специальности 050144 Дошкольное образование;

- проведение мониторинговых процедур по исследованию качества выполнения требований к условиям реализации ОПОП, организации образовательного процесса на принципах модульно-компетентностного подхода;

- проведение мониторинговых процедур по исследованию удовлетворенности студентов в выстраивании индивидуальной траектории образования.

4 этап: июль-август 2014 г.

- анализ результатов реализации ОПОП; - коррекция нормативно-правовой и учебно-методической базы эксперимента;

- обобщение опыта по теме эксперимента и его презентация в процессе проведения семинаров и конференций.

Колледж / Инновационная деятельность / Экспериментальные площадки / Колледж / Колледж / Экспериментальная площадка РУНМЦ