Направление деятельности Центра маркетинга, содействия занятости студентов и трудоустройства выпускников ГОУ СПО Стерлитамакский педагогический колледж

    1. Центр маркетинга, профориентации и трудоустройства ГОУ СПО Стерлитамакский педагогический колледж был создан приказом № 66 от 1 сентября 2007 года как Служба маркетинга. Приказом Министерства образования РБ № 3813 от 10.12.2007 года ему был присвоен статус учебно-методического объединения в системе подведомственных учреждений среднего профессионального образования Республики Башкортостан. В своей работе Центр руководствуется Уставом колледжа, а также разработанными в процессе сертификации колледжа на соответствие требованиям Системы менеджмента качества и на соответствие стандартам качества ( ГОСТ Р ИСО 9001- 2008(ИСО 9001:2008) локальными актами, которые регламентируют деятельность Центра:
      • стандарт «Оценка удовлетворенности потребителей»;
      • положение «О Центре маркетинга, содействия занятости студентов и трудоустройства выпускников ГОУ СПО Стерлитамакский педагогический колледж»;
      • должностная инструкция руководителя Центра маркетинга, профориентации и трудоустройства ГОУ СПО Стерлитамакский педагогический колледж и других работников Центра;
      • положение «О структурном подразделении дополнительного профессионального образования ГОУ СПО Стерлитамакский педагогический колледж»;
      • положение «О порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов в ГОУ СПО Стерлитамакский педагогический колледж»;
      • положение «О подготовительных курсах ГОУ СПО Стерлитамакский педагогический колледж»;
      • положение «Об оказании дополнительных платных образовательных услуг ГОУ СПО Стерлитамакский педагогический колледж».
    2. Центр работает по утвержденному годовому плану в соответствии с концепцией развития колледжа, разработанной до 2014 года.
 
    1. Центр является структурным подразделением колледжа, входящим в состав учебно-производственной работы и осуществляет исследовательскую и опытно- экспериментальную деятельность по маркетингу, профориентации выпускников общеобразовательных школ, студентов и выпускников колледжа, а также анализу современного рынка труда и образовательных услуг.
    2. Центр решает следующие задачи:
 
      • организация непрерывного информирования руководства колледжа о профессиональных образовательных потребностях жителей южного региона Республики Башкортостан;
      • изучение рынка, структуры и динамики спроса на образовательные услуги в южном регионе Республики Башкортостан;
      • обеспечение продвижения образовательных услуг колледжа на рынке образовательных услуг;
      • организация работы по заключению договоров о сотрудничестве с администрациями районов и городов, отделами образования, организациями, образовательными учреждениями, гражданами.
      Достижение указанных задач осуществляется по следующим направлениям:
 
      • анализ совместно со стратегическими партнерами потребностей региона в специалистах со средним и начальным профессиональным образованием;
      • прогнозирование потребностей рынка труда в регионе;
      • поддержка государственных и республиканских программ по трудоустройству студентов;
      • учет и регистрация студентов, обратившихся в Центр с целью поиска подходящей работы.
      В структуру самого Центра входят:
 
      • приемная комиссия (отдел профориентации);
      • отдел образовательного маркетинга (дополнительные образовательные услуги), который разделен на три структурных подразделения:
      1. подготовительные и профессиональные курсы (ответственный секретарь приемной комиссии);
      2. курсы повышения квалификации (председатель П(Ц)К частных методик и специальных дисциплин);
      3. профессиональная переподготовка (заведующий заочным отделением);
      • отдел содействия трудоустройству (занятость студентов и трудоустройство выпускников).
      Кадровое обеспечение центра осуществляется за счет штатных сотрудников колледжа. Центр возглавляет заместитель директора. Руководителями отделов являются:
      • ответственный секретарь приемной комиссии (отдел профориентации);
      • председатель П(Ц)К частных методик и специальных дисциплин (курсы повышения квалификации), заведующий заочным отделением (профессиональная переподготовка);
      • заведующий производственной практикой (отдел содействия трудоустройству);
      • специалист по делам молодежи (волонтерское движение).
        marketing1
    1. Делопроизводство осуществляется в соответствии со стандартами качества, введенными в действие Приказом № 36 от 08.10 2010 года. Стандартом колледжа «Управление документацией» СТК 02-0402010 определены следующие документы:
      • Журнал регистрации документации;
      • Журнал учета входящих приказов, распоряжений, постановлений»;
      • Журнал регистрации внешней нормативной документации.
        marketing2
    2. Формымаркетинговых исследований регламентированы стандартом качества учреждения «Мониторинг удовлетворенности потребителей». Утверждены следующие формы мониторинга и маркетинговых исследований:
      • аналитические записки;
      • отсроченный мониторинг;
      • анкетирование;
      • статистические отчеты и др.
    3. Итоги работы обобщаются на заседаниях научно-методического совета, педагогического Совета.
 
      Так, в рамках реализации программы образовательного маркетинга в период с 2007 по 2011год было проведено 5 мониторинговых исследований рынка труда и образовательных услуг. Предложены и внедрены следующие программы дополнительного образования:
 
      • профессиональные курсы (компьютерные);
      • переподготовка работников дошкольного образования;
      • курсы повышения квалификации;
      Общий объем инвестиций от реализованных образовательных программ и дополнительных образовательных услуг составил 2,5 млн. рублей за 2010-2011гг.
 
    1. В процессе формирования заказа на подготовку специалистов работодатели в лице руководителей отделов образования администраций муниципальных районов и городских округов, осуществляют координацию деятельности органов местного самоуправления, служб занятости населения, образовательного учреждения в области профессионального образования с учетом состояния регионального рынка труда. Работодатели включены в выработку предложений по изменению содержания профессиональной подготовки кадров, формированию профессиональных компетенций, возможной корректировки учебных программ и планов, введению дополнительных блоков (модулей) в образовательные программы. Оказывают содействие в оценке изменения квалификационных характеристик по профилирующим профессиям и специальностям. Работодатели осуществляют координацию учебно-исследовательских работ. Перечисленные организационные формы взаимодействия колледжа и работодателей позволяют координировать деятельность по изучению рынка труда, определению направлений профессиональной подготовки, повышать эффективность профессиональной подготовки специалистов, определять направления взаимодействия основных векторов на рынке образовательных услуг и рынке труда.
    2. Расширение организационных форм социального партнерства колледжа с работодателями ведется по следующим направлениям:
 
      • привлечение работодателей в качестве стратегических партнеров в деятельность общественных органов управления (совета колледжа, попечительского совета, наблюдательного совета);
      • участие в создании рабочих групп по мере необходимости для решения конкретных вопросов подготовки, переподготовки кадров и курсов повышения квалификации.
      Взаимодействие с территориальными органами государственной службы занятости населения заключается в следующих формах:
 
      • согласование предложений по контрольным цифрам приема;
      • участие в организуемых центрами занятости населения ярмарках вакансий;
      • предоставление информации в издаваемый бюллетень по профилю подготовки колледжа.
    1. Профориентационная работа проводится в соответствии с планом, который утверждается ежегодно на заседании педагогического совета.
    2. Во время осенних и весенних школьных каникул колледж принимает активное участие в ежегодных республиканских выставках «Образование и карьера», в ярмарках профессий, проводимых центрами занятости населения городов и районов республики. В работе выставок активно участвуют студенты колледжа.
 
      В феврале – марте проводятся встречи с выпускниками школ южного региона республики (День открытых дверей). Школьники знакомятся с традициями и специальностями колледжа. Им дается информация о перспективах трудоустройства в родных районах и городах. Ежегодно более 200 выпускников школ города и республики посещают день открытых дверей колледжа.
 
      В течение года в соответствии с планом профориентационной работы преподаватели колледжа посещают школы города и республики, выступают перед школьниками и родителями будущих абитуриентов.
 
      Планомерная и систематическая работа в области профориентации – одна из причин, по которой конкурс на большинство специальностей, не смотря на демографический спад, почти стабилен, что отражено в цифрах (слайд).
 
      Перечисленные ранее мероприятия по профориентационной работе позволяют обеспечить конкурсный набор на все специальности, который составил в среднем 2,1 человек на место по бюджету. Максимальный конкурс – 2,4 человека на место составил на специальность «Прикладная информатика».

marketing3
      Профориентационная работа со студентами на стадии обучения начинается с 3 курса. С этого момента начинается мониторинг формирования профессиональных компетенций. Результаты мониторинга отражаются в отчетной документации (журнал производственной практики, дневник, портфолио студента). К началу государственной преддипломной практики работодатели определяют круг претендентов на вакансии. На основании заключенных договоров о сотрудничестве руководство колледжа оформляет направления студентам, претендующим на вакансии. 156 из 245 выпускников, трудоустроившихся по специальности, 2011 года работают в образовательных учреждениях, на базе которых проходили государственную преддипломную практику, что составляет 64%.
 
    1. Органы студенческого самоуправления колледжа активно вовлечены в деятельность Центра. Сотрудничество с отделом по молодежной политике Администрации городского округа город Стерлитамак отражено в организации временной занятости студентов колледжа в каникулярный период. Со стороны отдела координацию деятельности осуществляет директор филиала республиканского центра содействия трудовой занятости молодежи, со стороны колледжа - специалист по делам молодежи. Вследствие такого взаимодействия в 2008-2011 году была организована деятельность студенческого педагогического отряда, в работу которого было привлечено более 200 студентов, которые занимались организацией досуговых мероприятий для детей на игровых площадках по месту жительства. По результатам республиканского конкурса студенческих отрядов в нашем портфолио есть 3 почетное место после БГУ и медуниверситета. Участие экологического отряда колледжа в городских экологических субботниках так же является традиционной формой проявления активности студентами колледжа.
      marketing4
    2. Информационные сопровождение деятельности Центра маркетинга осуществляется при помощи современных информационно-коммуникативных технологий. В распоряжении Центра имеются компьютеры, оснащенные современным программным обеспечением и выходом в глобальную сеть. С 2004 года действует веб сайт www.mirspc.ru. Основные направления содержания электронного сайта: презентация основных и дополнительных образовательных программ, предоставляемых колледжем, размещение информации о вакансиях, нормативно-правовой документации, методические рекомендации (как правильно заполнять резюме, советы психолога). В 2010-2011 учебном году с целью информирования абитуриентов о состоянии и тенденциях рынка труда в СМИ Центром было подготовлено и опубликовано 5 статей в республиканской печати, в районных и городских СМИ «Ашкадар», «Стерлитамакский рабочий» и других районных газетах. По башкирскому спутниковому телевидению в эфир вышло два репортажа об инновационной деятельности колледжа в передаче «В центре внимания». Центр колледжа активно сотрудничает с региональным представительством федерального журнала «Куда пойти учится». Заключен долгосрочный договор о взаимовыгодном сотрудничестве. Данная деятельность формирует информационное пространство колледжа и способствует формированию у потребителей образовательных услуг объективной картины о состоянии современного рынка труда и образовательных услуг.
    3. Инновационнаяработа службы маркетинга осуществляется по следующим направлениям:
      • формирование и развитие инвестиционной ориентации коллектива колледжа;
      • консультации сотрудников и структурных подразделений колледжа по всему спектру вопросов, относящихся к рыночным аспектам образовательной деятельности.
    4. Для реализации данных направлений работы Центр проводит обучающие семинары для сотрудников колледжа, на которых формируются навыки поиска и отбора коммерчески перспективных идей и проектов. Внимательно отслеживаются такие элементы инновационной ориентации сотрудников колледжа, как инициативные предложения, которые способствуют выработке менеджерских качеств и предпринимательской инициативы.
 
      В исследовании рынка труда и образовательных услуг используется метод количественных и качественных данных, на основе которых проводится анализ динамики спроса со стороны работодателей и потребителей образовательных услуг.
 
    1. В 2009 году Центр маркетинга и содействия трудоустройству колледжа зарегистрирован на сайте Координационно-аналитического центра содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования.
    2. Отчетность предоставляется по графику, который выставляется на сайте.
 
    1. При составлении рекомендаций к контрольным цифрам приема на основе полученных данных Центром маркетинга проводится анализ потребностей рынка труда и спроса со стороны потребителей образовательных услуг. На основе анализа вносятся корректировки в план приема, которые должны быть направлены па обеспечение системных изменений по основным направлениям развития образования. Так в 2011 году в структуру приема были внесены следующие изменения: прекратился прием абитуриентов по специальностям «Информатика», «География», «Иностранный язык», «Социальная педагогика». В план приема были включены специальности «Прикладная информатика», «Социальная работа». В 2012 году предполагается ввести специальность «Дизайн» и «Педагог дополнительного образования».
    2. Контрольные цифры приема согласовываются с работодателями.
 
      Работодатели активно привлекаются к разработке требований по определению необходимых компетенций профессиональной подготовки специалистов. В процессе разработки вариативной части основной профессиональной образовательной программы по специальностям «Изобразительное искусство и черчение», «Дошкольное образование», «Специальное дошкольное образование», «Прикладная информатика», «Социальная работа» с работодателями был согласован объем часов и содержание вариативной части. В процессе согласования приняли участие представители Отдела образования Администрации городского округа г. Стерлитамак, Отдела образования Администрации муниципального образования Стерлитамакский район по специальностям «Изобразительное искусство и черчение», «Дошкольное образование», «Специальное дошкольное образование», управление труда и социальной защиты населения Минтруда и СЗН РБ в г. Стерлитамак по специальности «Социальная работа», некоммерческая организация Ассоциация предпринимателей г. Стерлитамак по специальности «Прикладная информатика». Также работодатели приняли участие в разработке, согласовании и экспертизе комплекта контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю ПМ.01. «Социальная работа с людьми пожилого возраста и инвалидами» специальности «Социальная работа». В качестве эксперта от работодателя выступил директор Комплексного центра социального обслуживания населения г. Стерлитамак.
 
    Вся вышеизложенная информация способствует эффективной деятельности колледжа в условиях рыночной экономики, внедрения ФГОС с учетом требований работодателей и потребителей образовательных услуг.